Наш опрос
Кто виноват в авариях на наших дорогах?
Всего ответов: 109
 

Спортивное ориентирование над Подмосковьем
19:48

На аэродроме «Северка» в Коломенском районе 4 и 5 июля проходил Чемпионат России по авиаралли. В нём участвовали 16 экипажей из разных городов России — профессионалы (их меньшинство) и любители. Среди спортсменов наблюдались как матёрые лётчики, стоявшие у истоков малой авиации в стране, так и новички.
Четырёхкратная чемпионка России Софья Светлосанова в соревнованиях участвует с 1997 г. Её достижения, пожалуй, наиболее значимые в стране, да и в мире её экипаж занимает 11 место.
— Я летаю как любитель с 1995 г., — рассказывает спортсменка. — Была романтической девушкой, начиталась Ричарда Баха и подумала: он может, а почему я не могу? Пришла на аэродром попробовать и осталась.
Для Светлосановой всё начиналось на аэродроме «Мячково», бывшем с начала 90-х центром малой авиации. Тогда же начал образовываться костяк спортсменов, сегодня ставших легендой или… судьями, как, например, Сергей Гавриленко.
Авиаралли — спорт не слишком зрелищный. Смотришь на аэродром, и кажется, что он не живёт. А между тем экипажи находятся в небе, выполняя задания где-то над Коломенским, Воскресенским и Егорьевским районами. Сами соревнования — это спортивное ориентирование с воздуха плюс точное самолётовождение. За два с небольшим часа пилот и штурман должны выполнить несколько задач.
Первая из них — навигационная прокладка. За 20 минут до вылета экипаж, даже не предполагая, куда он полетит, получает запечатанный конверт и пустую карту. В «легенде» координатами, пеленгами или их пересечениями задан маршрут. Перед взлётом команда обязана полностью проложить путь следования и определить поворотные точки. Ровно через 20 минут экипаж взлетает.

Вторая задача — навигационно точно пройти по маршруту с пролётом поворотных пунктов с максимальным отклонением в две секунды.
Третья — поиск наземных целей. Экипажу даётся комплект фотографий, на которых может быть запечатлён маленький перекрёсток, необычный домик, ручеёк или мост. Команда не знает, где конкретно располагаются эти объекты, и её задача — в процессе полёта найти их, отметить на карте и написать в отчёте, на каком удалении от предыдущего поворотного пункта они находятся. Это тест на умение видеть землю.
Ещё одно задание — нахождение и зарисовка так называемых «кабалистических знаков» — неких символов, выложенных на земле из белых полотнищ.
Последний этап — точность посадки. Чтобы не заработать штрафных очков, самолёт должен при посадке основными колёсами коснуться определённой двухметровой зоны.

При возвращении экипажа судьи проверяют выполненные задания. За ненайденные (или найденные неправильно) объекты, за неточное приземление или прохождение поворотных пунктов начисляются штрафные очки.
— В этом году мы проводим Чемпионат России по международным стандартам, со всеми требованиями, которые выдвигает ассоциация любителей авиации, — говорит главный судья соревнований, мастер спорта, дважды чемпион России Сергей Гавриленко. — Все сложности, которые присутствуют на соревнованиях I класса — Чемпионатов Европы и мира, — полностью присутствуют здесь. В отличие от пилотажного спорта, где из самолёта выжимают всё возможное, и пилоты показывают своё умение управлять техникой, в авиаралли ценится точность использования машины: правильный полёт, умение работать с картой, вовремя приходить на поворотные пункты и умение сличать карту с землёй, причём важна не острота зрения, а некоторая аналитика.
Принять участие в соревнованиях может любой одномоторный самолёт весом до двух тонн. Главное, чтобы он был безопасен на большом диапазоне скоростей.
— Поскольку спорт любительский, мы, как более опытные, стараемся взять к себе в экипаж новичков, — говорит Софья Светлосанова. — Чтобы людям было интересно. Ведь если два новичка полетят вместе, они займут последнее место, пропадёт драйв…
В экипаже два человека — пилот и штурман. Среди участников есть и лётчики линейных лайнеров. Впрочем, их навыки мало значат в подобных соревнованиях. Как говорят спортсмены, это разные плоскости авиации…
Авиаралли интересно ещё и тем, что, по сути, возвращает экипаж к истокам авиации: у спортсменов нет ни автопилотов, ни GPS — всё пилотирование идёт исключительно вручную. Из навигационных приборов — только компас.
— Пока этот спорт в нашей стране не очень развит, — говорит Софья Светлосанова. — Летающих людей много, но они боятся, без GPS на борту чувствуют себя неуверенно.
Впрочем, это, наверное, не главная проблема малой авиации в нашей стране. Сегодня подобный спорт существует лишь на спонсорской основе, государство оплачивает только перелёт самого спортсмена. Всё самое затратное — аренду авиатехники, покупку топлива, оплату гостиницы человек должен взять на себя.
— В любительской авиации есть определённые проблемы, связанные и с законодательной базой, — говорит член сборной России по авиаралли, мастер спорта Сергей Бобрик. — Мы не можем провести международные соревнования в силу того, что не существует института валидации пилотских свидетельств в России (валидация — подтверждение на основе объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного применения, точно и в полном объёме предопределены, а цель достигнута — ред.). Сейчас всё это производится энтузиастами, которые имеют валидные пилотские документы, выданные нашими органами сертификации, и на самолётах, которые тоже сертифицировны. На протяжении нескольких лет вся деятельность авиации общего назначения была просто партизанской, сейчас её удалось легализовать силами добровольцев. Авиаралли — это молодой, развивающийся вид спорта: два—три года назад мы проводили чемпионаты, в которых принимало участие пять—шесть экипажей, сейчас их 16. Кроме того, мы организовывали Чемпионат России по авиаралли и зимой — в наших климатических условиях! — этого в мире не делает никто.
Профессионализм российских лётчиков, в основном (из-за отсутствия господдержки) крупных бизнесменов, подтверждает и первый вице-президент Федерации любителей авиации России, главный тренер сборной команды РФ Игорь Целищев:
— Сегодня здорово выступили Дмитрий Сухарев, один из лучших пилотов, Соня Светлосанова, Саша Осика. Я думаю, они готовы победить на Чемпионате мира или хотя бы войти в тройку сильнейших.
Победителями Чемпионата России по авиаралли стал экипаж в составе Дмитрия Сухарева и Екатерины Алексеенко. Второе место завоевали Дмитрий Родин и Евгений Мамонтов. Третьими стали Софья Светлосанова и Александр Осика.
Впереди у спортсменов — Чемпионат мира, который пройдёт с 19 по 26 июля в Польше и Чемпионат Европы (с 4 по 12 сентября в Испании). Там будут выступать шесть лучших российских экипажей.
Елена СТРЕЛЬЦОВА
Фото Александра ФЕДОТОВА
Просмотров: 1022 | Добавил: vesti | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *: