Наш опрос
Кто виноват в авариях на наших дорогах?
Всего ответов: 109
 

Свидетель атомного взрыва
15:35

Однажды, будучи еще подростком, Виктор Васильевич Смыслов взял в руки фотоаппарат. Вряд ли тогда 16-летний паренек предполагал, что навсегда свяжет жизнь с фотоискусством. С тех пор прошло 64 года, а фотокамера по-прежнему является верным спутником Смыслова. Сегодня в рубрике «Человек месяца» мы расскажем о нашем земляке, чье имя для многих коломенцев стало едва ли ни синонимом слова фотограф.
Таракан съел фотографию
Виктор Смыслов родился 29 ноября 1928 года в семье коломенского фотографа, работавшего в известных в городе фотомастерских Бортняевой, Мартьянова и Тембурского, а также в фотоартели «Спартак». Именно отец давал сыну первые уроки фотографии, правда, не целенаправленно: мальчик часто бывал у отца в фотоателье, видел, как тот делает снимки, как потом проявляет их дома.
— Однажды отец оставил на ночь проявленные пластинки сушиться, — вспоминает Виктор Васильевич, — а утром обнаружил, что часть одной фотографии отсутствует — таракан съел, пока эмульсия была еще сырая, представляете?! У меня до сих пор эта фотография дома хранится — как память о таком забавном случае.
С первого по четвертый класс Виктор Смыслов учился в школе № 21 (располагалась она напротив Грановитой башни коломенского кремля), а затем перешел в школу № 3. Однако закончить ее помешала война. Для многодетной семьи Смысловых — у Виктора Васильевича было пять братьев и сестер — настали тяжелые времена. Одному отцу было трудно прокормить большую семью, поэтому после окончания шестого класса, в 1943 году, Виктор пошел в ученики фотографа в артель «Спартак».
Одно из главных впечатлений этого периода жизни для Виктора Васильевича — съемка раненых в госпитале дворца культуры завода имени В. Куйбышева.
— Помню, все раненые очень хотели сфотографироваться. Они даже не стеснялись своего внешнего вида — им главное было отослать фотографии родным, показать, что они пусть не совсем здоровы, но зато живы. Денег за фотографии раненые мне не давали, да и какие деньги у солдат. Расплачивались продуктами из пайка — сахаром, печеньем…. Я все это относил своим братьям и сестрам.
Под угрозой трибунала
В 1944 году Виктор Смыслов пустился в самостоятельное плавание — начал работать выездным фотографом. Этот период жизни запомнился ему тем, что пришлось обойти пешком почти весь Коломенский район. Фотограф тогда был желанным гостем на селе.
Первыми его клиентами стали именно деревенские жители — им как раз начали выдавать паспорта, для которых нужны были фотографии. Через какое-то время Смыслов устроился на Коломенский завод, фотографировал рабочих для пропусков. Первые самостоятельные снимки Виктор Васильевич делал на камеру «Фотокор» (первый отечественный серийный фотоаппарат).
— В 1950 году меня призвали на срочную службу в армию, — продолжает Виктор Васильевич историю своей жизни. — Вообще по возрасту должны были призвать еще в 1949 -м, но по непонятной причине отложили на год. Вскоре выяснилось, для чего это было нужно: меня и еще шестерых коломенцев направили в войсковую часть на Семипалатинский полигон, где в то время испытывали советское атомное оружие.
Смыслов, как и следовало ожидать, попал на первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР неслучайно — ему предстояло в числе других «фотокорреспондентов советской истории» делать фотографии последствий испытаний атомного оружия. Так что, находясь на службе в армии, Смыслов стал свидетелем второго в истории СССР испытания атомной бомбы.
— По территории полигона мы передвигались на трех машинах, — вспоминает фотограф. — В одной из них располагалась передвижная фотолаборатория, чтобы мы могли сразу проявить отснятый материал. Все происходило в условиях строжайшей секретности. Работая плечом к плечу, свидетели этих испытаний ровным счетом ничего не знали друг о друге. А задавать вопросы нам не советовали.
Памятен Виктору Васильевичу, например, такой случай. Представитель КГБ — фигура на полигоне обязательная — пересчитал напечатанные фотографии и сверил с количеством листов фотобумаги, указанным на упаковке. Фотографий оказалось не 100, как полагалось, а 99. Куда делась еще одна? Подозрения пали на фотографа: утаил, а потом неизвестно что с ней сделает — может, потенциальному противнику передаст! Начались расспросы и допросы. Лабораторию обыскали, а Смыслову пришлось даже раздеться, (дело происходило сразу после его работы с теми самыми фотографиями в лаборатории) — ну нет фотографии, и все тут! Дело могло кончиться плохо, если бы умное начальство не нашло разгадку «злодейского похищения» фотодокумента. Просто кто-то додумался… пересчитать листы фотобумаги в остальных пачках. И оказалось, что в одной все нормально, а в другой недостает листа, в третьей — перебор на две штуки и так далее. В общем, чуть производитель бумаги не подвел своей неточностью нашего героя под трибунал. Но все обошлось…
О тех годах Смыслову сегодня напоминает удостоверение комитета ветеранов подразделения особого риска, которое он бережно хранит.
Лучший фотограф Коломзавода
В 1953 году Виктор Смыслов уволился в запас, вернулся в Коломну и вновь устроился в фотоателье №5 артели «Спартак».
— В то время мы не относились к фотографии как к искусству — цель была заработать деньги, чтобы прокормить семью. Кстати, платили нам по тем временам неплохо. Средняя зарплата была в городе 30—40 рублей, а я получал 700—800. Работал, правда, не только в фотоателье, приглашали делать фотографии в детские сады, школы.
В 1955 году Виктор Васильевич перешел работать фотографом на Коломенский завод имени В.В. Куйбышева.
— Сначала мне на заводе предложили оклад 60 рублей, — воспоминания вызывают у Виктора Васильевича улыбку, — Я на такую зарплату согласиться никак не мог. Мне пообещали больше, правда, оформить меня пришлось как слесаря шестого разряда.
Тепловозов и дизелей для них в то время на коломенском заводе делали много — и, разумеется, всю продукцию необходимо было сопровождать фотографиями. Кроме этого, завод регулярно выпускал иллюстрированные буклеты, каталоги своих изделий. В общем, работы Виктору Васильевичу хватало.
Приходилось фотографировать, конечно, и все культмассовые мероприятия, проходившие на предприятии, соревнования, запечатлевать передовиков производства с тем, чтобы повесить их фотографии на доску почета. Параллельно с работой на заводе он делал фоторепортажи для заводской газеты «Куйбышевец» и городской — «Коломенской правды». Постепенно из штатного фотографа Виктор Васильевич вырос в руководителя фотолаборатории.
Именно на заводе он впервые показал людям свои фотоработы под другим углом — как объекты искусства, творчества. С тех пор в жизни Виктора Васильевича было немало выставок и фотоконкурсов самого разного уровня.
«Город в объективе»
За годы работы Виктор Васильевич Смыслов сменил немало фотоаппаратов: после «Фотокора» была у него немецкая «LEICA», отечественная «Москва»… — фотограф старался идти в ногу с развитием техники и регулярно менял рабочий инструмент. А потому, когда цифровые фотоаппараты получили широкое распространение, отказался от пленочных в их пользу.
В 2004 году Виктор Васильевич ушел на заслуженный отдых, но фотографировать не перестал. Его часто можно увидеть на городских и районных праздниках, снимки он отдает в местные газеты.
80-летие Смыслов отметил, как и подобает мастеру, большой юбилейной выставкой своих работ «Город в объективе» в КЦ «Дом Озерова», а также творческим вечером, во время которого с удовольствием рассказал публике о том, какую роль в его жизни сыграла фотография.
Юлия ДИАНОВА
Фото Александра ФЕДОТОВА
Просмотров: 778 | Добавил: vesti | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Александр Тембурский  
0
Вы могли-бы ещё вспомнить о Тембурских. Где жили? В каком году ? Кто остался?


Имя *:
Email *:
Код *: