Наш опрос
Кто виноват в авариях на наших дорогах?
Всего ответов: 109
 

Сергей Поваров: «Не зря прожил, что-то доброе по себе оставил»
06:00

В мае 50 лет (а ведь и не скажешь!) исполнилось Сергею Поварову, руководителю коломенского СТК «Мастер». Любимый и прославленный, не раз награжденный и всеми почитаемый, мотогонщик и стал нашим «Человеком мая».

О нем не раз уже писали, рассказывали на радио и ТВ, поэтому мы решили дать возможность Сергею вспомнить самые яркие эпизоды из его жизни. Любые!

Шофером и больше никем!

Он уходил за машинами, едва научившись ходить. Еще в яслях. Стоило родителям только зазеваться — и сын уже топал за машиной, которых было тогда не так много, как сейчас. Один раз он отправился из дома даже в Голутвин — там, по его представлениям, были интересные механизмы!

Детский сад, куда ходил маленький Сережа Поваров, находился на улице Дзержинского (сейчас здесь школа настольного тенниса). Рядом располагалась автоколонна 1415. И дорога в детсад и из него проходила мимо машин. «Я так любил вдыхать бензин! — вспоминает Сергей, — когда машины утром заводились, грелись!..». Тогда он мечтал стать шофером. И больше никем!

Путешествия по карнизу

В школе у него была тройка. По поведению. А что прикажете делать учителям, если Сережа постоянно попадал в какие-то истории?! Ему, например, интересно было походить по карнизу второго этажа! Вылезти вот так в окно и пройти из одного класса в другой. «Представляете удивление учителя, когда в окне второго этажа появляется Поваров и строит какие-то гримасы? Конечно, меня наказывали».

Хотя учеником Сергей был активным. Скажем, любил потанцевать, показать пантомиму — с тем и выступал в концертах. «Пантомиму и сейчас могу показать — Сергей демонстрирует упражнения с невидимым «шаром». — На второй-то этаж, конечно, уже не полезу… А еще я пел, — и Сергей задорно заводит: «Как за меня матушка все молила бога, все поклоны била, целовала крест…»».

В школе началось и увлечение техникой. В лагерь труда и отдыха (ребята его называли почему-то «лагерем труда и радости») брал мотоцикл отца — вместе с колхозными обходчиками ездил по бригадам, помогал караулить поля.

Мокрая попа — перст судьбы

Как большинство коломенцев, Сергей Поваров прошел через секцию конькобежного спорта. Правда, быстро перестал заниматься. «Лидером в этом виде спорта в школе была Ольга Нефедова, — вспоминает наш собеседник. — Очень спортивная была девчонка. И как-то на дорожке я пытался за ней угнаться. А была оттепель, и было много воды на льду… Я разогнался и, не удержавшись, плюхнулся на задницу. Встал — с меня все течет… и я понял, что конькобежный спорт, наверное, не совсем мой».

…И гоняли их метлой

Еще одно увлечение прошел Сергей — увлечение парусным спортом. Есть такое понятие — оверкиль. Это значит — перевернуться полностью. Катамаран — им-то и увлекался Сергей — переворачивается именно так, не набок, как парусная лодка — мачтой в дно. И вот однажды катамаран Сергея сделал оверкиль. И его потихонечку потащило к бачмановской лодочной станции, к охраняемой территории. Вдруг вылетела с метлой бабка-охранница и давай ребят этой метлой гнать: «А ну давайте плывите отсюда!». Те: «Бабушка, мы не можем, потому что перевернулись, мачтой воткнулись…». А бабушка не слушает: «Давай, я вам сказала!». Но все обошлось.

Совсем по-другому могла закончиться история, произошедшая на соревнованиях на Оке. Закрытие сезона. Вода уже холодная. И у ведущего катамарана обломилась мачта, вся команда попадала в воду. Без спасательных жилетов (нарушение, но…). А один почему-то начал тонуть. Моторок сопровождения тогда не было, никто к нему близко подойти не может. Команда Сергея Поварова шла второй. «Метрах в 3-4-х. Он руку тянет, тонет, а мы достать до него не можем: чтобы сделать галс, надо пройти метров 30, потом развернуться, подойти к нему… Долго! И я прыгаю к нему…». В общем, оба повисли в воде на спасательном жилете Сергея. Катамаран, который к ним шел на помощь, врезался в катер, который рядом оказался… Но все окончилось благополучно медаль за спасение утопающего Сергею тогда не дали — только книгой наградили.

Собаки, кефир и булка

В 16 лет Сергей сдал на права — на мотоцикл (Иж-49 — он и сейчас стоит у него в гараже — на память). Родители не отпустили его в то лето на мотоцикле в Ржев. И тогда он отправился к своему другу… в Кишинев! Мама еще не пришла с работы, отец ушел во вторую смену… Сергей потихоньку собрал мотоцикл, привязал на багажник футляр из-под баяна, сложил в него галстук, плавки, прочие причиндалы и с семью рублями в кармане (половину-то еще занял!) отправился. Первую телеграмму родителям дал уже из Тулы…

Вторая ночевка была в Каховке. Там он купил себе кефир и булку. «Помню, лег на плащ-палатку, под голову — чемодан, а чемодан — на подножку мотоцикла — чтобы ничего не украли. Поставил рядом кефир и булку. Просыпаюсь первый раз — сидят собаки: с одной стороны белая, с другой черная. Просыпаюсь попозже — сидят, поменявшись местами, но ни кефира, ни булки уже нет!».

И доехал, и вернулся тогда Сергей благополучно. Отец ему сказал: «За то, что уехал, надо тебя выпороть, а за то, что сделал такую дорогу — молодец!».

Множество курьезов связано со временем учебы в институте физкультуры. Например, как по пути на экзамен сломалось что-то в моторе мотоцикла — пришлось ремонтировать и на экзамен явиться выпачканному в машинном масле («Преподаватель нормально отнесся — знал, что у мотогонщиков всякое бывает»).

Как ехал из института, а у мотоцикла порвалась задняя покрышка — так пришлось по МКАД сначала на пустом колесе шкандыбать, а потом, когда резина совсем разлохматилась, и вовсе на ободе: искры летят, все гремит!..

Как монгольские глаза сделать круглыми

Но больше всего воспоминаний связано, конечно, с соревнованиями!

В 1979-м Сергей приехал в Монголию на Кубок соцстран по мотомногоборью (это значит, на мотоцикле и с винтовкой — практически как в биатлоне). Команда СССР, 4 человека, предварительно тренировалась на трассе. Выехали из леса в поле, а там длиннющий овраг метров 15 в ширину, глубокий. Спускаться вниз, проезжать по дну, подниматься опять — много времени теряется. «Я своим ребятам говорю: давайте прыгнем, — вспоминает Сергей. — Они: «Ты в своем уме?!». «Ну, давайте, — говорю, — попробуем!», ну, стали пробовать. Я разгоняюсь — мягко так приземлился. Все следом за мной. Удачно. Времени больше полминуты сэкономили».

А на следующий день за нашими спортсменами увязался монгол. Ребята налево — он налево, они направо — он направо. Ну, выехали из леса, начали ускоряться, чтобы прыгнуть через тот овраг. Монгол тоже разгоняется. «Мы смотрим — а у него глаза из узких превратились в круглые! он начинает тормозить, тормозить!.. Мы-то полетели как всегда, а он в овраг полетел. Мы про себя думаем: человека убили! Зачем же мы так!.. подходим — он живой, только мотоцикл в узел завязался».

Изо всей многонациональной гонки повторить этот трюк решились, кроме четверых русских, только два монгола. И наши выиграли!

«Ты что, ходишь?!!»

Чемпионат Европы во Франции.

Первый день Сергей Поваров удачно проехал. Второй день надо было пройти тот же круг, только в обратную сторону. «Помню, что не было никаких подъемов, можно быстро ехать. И только подумал — страшный такой спуск. И я падаю. Падаю и думаю: а где же мотоцикл-то? Смотрю — а мотоцикл полежал, полежал, подумал, что ему делать — и упал мне на ногу. Боль страшная. Но надо же ехать — мы же русские, мы не сдаемся! Доехал, финишировал».

Ночь не спал — нога болела. Но потом еще и по городу гулял! А когда приехал в Россию, пошел в больницу. Сделали снимок, врач вышел в коридор: «Где больной?».Сергей встал: «Я». У врача глаза квадратные: «Ты что, ходишь?!! У тебя кость сломана!». Оказалось — на три части, с осколком. «Она не основная была, — смеется сейчас Сергей, — поэтому я и бегал на одной ноге!».

Езда на веревках

Гонка Париж — Даккар. У Сергея сломался мотоцикл. Причем серьезно — отвалилось заднее колесо (сломалась маятника вилка, на которой оно движется). «Я нашел в пустыне такой треугольный камень, 17 кг он оказался, подставил его под задний бак и доехал до финиша. На финише сбежались все чемпионы мира смотреть. Пресса тогда начала писать, что русские не сдаются и что им помогает — до сих пор не понимаю, почему — водка».

Еще один день той же гонки. Сергей стартовал третьим — по результату предыдущего финиша. Чтобы не заблудиться в пустыне, решил лидеров догнать — и снова поломка. Только теперь до финиша 500 км и кругом пески. «И я 500 км ехал, подвязав, что можно, веревками. Тогда все начали говорить, что русские что-то необычное творят — уже на веревках ездят».

Слезы над ногой

«Ралли фараонов» — тоже престижная гонка. Первая неудача: заехал в тень скалы, а вокруг яркий песок — и не заметил выступа. В результате сломал руку. Ночь промучился, но вышел на старт. И упал уже серьезно — врезался в острую скалу. Два с половиной месяца в парижском госпитале. «Не могу сказать, что хорошо научился говорить по-французски, — смеется Сергей, — но то, что по-русски начали все вокруг говорить — это точно! На мне постоянно сдавали экзамены какие-то практиканты-аспиранты. Сколько слез над моей ногой по этому поводу было пролито! Приходилось всех утешать: «Ну не плачь, ноу проблем, еще сдашь!».

«Камо-омбер!»

А одна добрая француженка принесла как-то Сергею в подарок сыр камомбер. «Он пахнет — жуть! такие носки!.. мы съели по чуть-чуть, остальное завернули — и в тумбочку. Все заходили: камомбер? Мы: камомбер! Потом медсестра пришла, я говорю: «Проблем — камомбер!» Она взяла его и унесла в холодильник. Через час приходит: «Сергей, извини, все пропахло этим камомбером!» Тогда я положил его в целлофан, перемотал эластичным бинтом — и за форточку. Утром обход. Все везде чисто, аккуратно. Комиссия смотрит на форточку: «Кес ке се?! Что такое?!». А весь персонал в ответ: «Камо-омбер!»

Еще одна жизнь

Наверное, о приключениях, смешных и грустных эпизодах из жизни Сергея Поварова можно рассказывать бесконечно. О том, как на коврах лучших гостиниц ремонтировали мотоциклы, как впервые постигали премудрости европейской бытовой техники и прочее, и прочее, и прочее. Да и сами соревнования — это уже само по себе приключение. «Всегда они проходили весело, — заключает Сергей. — Мы выдумщики — и нам это здорово помогало по жизни. Если бы была у меня еще жизнь — снова занялся бы мотоциклетным спортом, чтобы все снова испытать, вспомнить, почувствовать. Так и душа добрее становится, и мир мы вдоволь посмотрели. Да и отношение молодежи сейчас… вот идешь по улице — слышишь: «Смотри, Поваров! Поваров!». Не зря, значит, прожил, что-то доброе по себе оставил».

Подготовила Ольга ВОРОНИНА

Фото Александра ФЕДОТОВА

Просмотров: 3222 | Добавил: vesti | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1
1 vesti  
0
Спасибо! smile
А шаблон делать нужно.


Имя *:
Email *:
Код *: